Традиции и инновации в мастерстве серебряной филиграни на Западных Балканах на рубеже ХХ–ХХI вв.

Спасибо! Поделитесь с друзьями!

URL

Вам не понравилось видео. Спасибо за то что поделились своим мнением!

Sorry, only registred users can create playlists.
URL


Добавлено В Работа с металлом
3 просмотра

Об этом видео

В четверг, 1 апреля в 18:00 состоялось заседание семинара по зарубежной этнологии, организуемого центром европейских исследований ИЭА РАН совместно с отделом европеистики МАЭ РАН - Кунсткамера (руководитель д.и.н. М.Ю. Мартынова).
Тема семинара: Традиции и инновации в мастерстве серебряной филиграни на Западных Балканах на рубеже ХХ–ХХI вв.
С докладом выступил Александр Александрович Новик – к.и.н., ведущий научный сотрудник, заведующий отделом европеистики МАЭ РАН; доцент кафедры общего языкознания СПбГУ (Санкт-Петербург).

На западе Балкан до наших дней сохраняется ремесло по изготовлению филигранных изделий. Так сложилось, что главными центрами производства филигранных изделий остаются города Призрен, Гьякова и Приштина (Косово), Шкодра, Тирана и Круя (Албания), Скопье, Охрид и Крушево (Северная Македония). Развитие в новых экономических условиях (дезинтеграция бывшей Югославии, демократизация Албании, переориентация на новые рынки и проч.) привело к тому, что ювелирное производство стало выживать в условиях свободного рынка и острой конкурентной борьбы (учитывая засилье ювелирного импорта – прежде всего, из Турции и Италии).
На этом фоне деятельность известных мастеров Гзима Жерки (Gëzim Zherka), Марьяны Пипелевой и др. представляется ярким исключением из общей картины развития ювелирного дела в последние десятилетия. Албанец Гзим Жерка – потомственный ювелир. Он специализируется на создании филигранных изделий, выполненных в старинной технике kafazeli filigran (из тур. яз.), что означает «ажурная филигрань». Помимо виртуозного владения данной техникой, мастер обладает навыками других техник обработки драгоценных металлов – ковки, чеканки и иных. Македонка Марьяна Пипелева создает новые формы и смело обращается с традиционными мотивами, специализируясь на филигранных изделиях, украшенных так называемым македонским рубином (по геммологической классификации – корундом) – полупрозрачным камнем светло-розового цвета.
Важнейшей инновацией в старинном ремесле является включение – начиная с середины ХХ в. – в профессию женщин. В докладе, базирующемся на материалы полевых исследований автора в течение 1990–2020 гг., будут освещены антропологические аспекты ювелирного дела.